Сочинение

МАОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа           имени Рощепкина В.Д.»

Исследовательская работа

на тему:

«История возрождения  церкви в селе Александровка Александровского района, Оренбургской области»

 

 

 

Выполнили: Гринёв Артем,

Чубык Дарья,

учащиеся 

МАОУ «Александровская СОШ

 имени Рощепкина В.Д.»

с.Александровка,

 Александровского района.

Руководитель:

Сорокина Галина Георгиевна,

учитель начальных классов,

 МАОУ «Александровская СОШ

 имени Рощепкина В.Д.»

высшая категория.

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

Введение…………………………………………………………………2 стр.

  1. Александровский приход

1.1 Краткая справка из истории появления православного храма в селе

Александровка ……………………………………………………..               4 стр.

  1. Годы гонений .……………………………………………………………       9 стр.
  2. Возрождение храма……………………………………………. 10 стр.
  3. Церковь сегодня ………………………………………………………. 15 стр.
  4. Роль церкви в жизни жителей села…………………………… 17 стр.

 Заключение…………………………………………………………     19 стр.

Список литературы……………………..…………………………     20 стр.

 Приложения  (презентация к исследовательской работе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                                                                  «Господи, прости нас грешных.

                                                                  Прости нас в глухом беспамятстве

                                                                    растоптавших и предавших забвению

                                                                 святыни предков наших.

                                                                 Прости нас – озлобленных, жестоких

                                                                      и не помнящих  родства.

                                                          И да оживут церкви и храмы твои,

                                                     И да восстановится связь времен,

                                                        И наполнятся светом и любовью души людей,

                                                         И да возгордится свеча всей русской земли».

                                                       Святитель Петр,  митрополит Московский всея Руси

                                                                  чудотворец.  14 век.  

 

 

Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными.

История Русской Православной Церкви изучена довольно хорошо. Намного менее исследована история отдельных храмов и приходов. Поэтому изучение прошлого церкви  Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана  в селе Александровка представляется нам довольно интересным и необходимым.  Обратиться к этой теме заставило нас также   возрождение православных ценностей по всей России и в нашем селе.

История местного храма — это история своей малой родины, без знания которой немыслимо воспитание настоящего гражданина.

Возрождение нравственных ценностей – вот задача, которая волнует сейчас многих. Проблема сохранения традиционных для России святынь, воспитания подрастающего поколения на лучших культурных традициях русского народа – такова, на наш взгляд, одна из главных задач сохранения русской государственности. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности. В последнее время молодое поколение все чаще обращается к духовному и культурному наследию, ищет ответы на непростые вопросы окружающей действительности. Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие свое значение традиции, духовные устои и самое главное культурные памятники, которые мы, молодое поколение должны сохранять и оберегать.

Историю села Александровка невозможно изучать без изучения истории строительства и существования храма. История церкви в нашем населенном пункте вызывает интерес и своей трагичностью, и определенными  жизненными уроками. Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро. Нам, детям,  необходимо   знать  жизненный  путь  своих  отцов  и  дедов.  Знать  историю  своего  рода,  края  и  Отечества.    Знание  истории  невозможно без  «любви  к  родному  краю, своей малой Родины».  Эту  любовь  надо  воспитывать  постоянно. Знать свои  корни,  традиции,  помнить  жизнь  и  быт  предков —  вот  что мы должны знать обязательно. И конечно хранить память о них.  Память  должна  не прерываться. От  деда  к  отцу,  от  отца  к  сыну. Но очень часто, как я в этом убедился, память бывает утрачена. Никогда не поздно начать восстанавливать утраченное, забытое.

Тема исследовательской работы –  «История возрождения  церкви Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в селе Александровка Александровского района, Оренбургской области»

Наша исследовательская работа актуальна, так, как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней.

Цель   – исследование истории церкви села Александровка   с момента первых исторических сведений о ней  и до наших дней и ее исторической значимости в духовной и общественной жизни села.

Задачи:

  1. Познакомиться с материалами истории   храма  со дня его открытия  по сегодняшний день, содержащимися в школьном музее, районном архиве.
  2. Собрать информацию о построении новой церкви в селе Александровка
  3. Показать историческую значимость церкви в жизни села и людей,

проанализировать отношение населения к церкви, как к достопримечательности села и центру духовной культуры.

Гипотеза: церковь связана с жизнью села и людей от ее зарождения до настоящего времени.

Объект исследования: хроника событий, связанных с церковью от построения до настоящего времени.

Предмет исследования:  церковь Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана   села Александровка.

Проблема исследования: роль церкви в жизни села.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

Результатом нашей деятельности должна стать исследовательская работа по истории местного храма.

При написании работы нами были использованы архивные  материалы об истории церкви, содержащиеся в школьном музее и районном Архиве,   статьи из районной газеты «Звезда», а также воспоминания старожилов села   Александровка, Александровского района.

 Методы исследования:

* теоретическое исследование;

* наблюдение;

* работа с архивными документами;

* собеседование.

 

  • Александровский приход.

1.1 Краткая справка из истории появления православного храма в селе

Александровка

Основной материал, который помог нам воссоздать историю  нашего прихода,  мы получили  из архивных источников.      

В исторических документах нет точной даты открытия церкви, но как указывается в клировой ведомости архивного фонда, приход открыт был в 1857 году. В этом же году на средства жителей началось строительство церкви, и уже в 1858 году она приняла под свои своды прихожан. Здание было маленькое и деревянное, без колокольни, с единственным престолом во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Из причта служил только один священник- Дмитрий  Павлович Зверев, да помогал ему дьячок. Через 15 лет церковь уже не вмещала увеличившийся приход, и жители, собрав средства, решили выстроить новую церковь на пятьсот человек. Для этого выбрали самое высокое место в центре села, а здание расположили крестом, в память о Распятии. Украсили церковь колокольней.

Вот данные из архивной справки от 1 сентября 1997 года, выданной областным архивом по запросу настоятеля храма отца Василия (Чубык B.C):  « В архивном фонде Оренбургской духовной консисто­рии, в клировой ведомости Космо — Дамианской церкви села Александровки Оренбургского уезда за 1865 год записано: «Церковь пост­роена в 1857 году тщанием жите­лей села Александровки. Здание деревянное, без колокольни. Пре­стол в ней один во имя Святых бес­сребреников Космы и Дамиана. Утвари достаточно. Притча в ней положено один священник и дья­чок. Земли отведено в количестве 66 десятин. Зданий, принадлежа­щих сей церкви, нет. Священник Дмитрий Павлович Зверев, сын дьячка села Казулина Вельского уезда Смоленской епархии. В се­мействе у него жена Елизавета Васильевна. Дьячок Петр Стефа­нович Яковлев, сын умершего дьячка Стефана Яковлева. В семей­стве у него — жена Аграфена Ни­колаевна и семеро детей: Павел,  Николай, Ольга, Екатерина, Ма­рия, Стефан, Ипполит. В селе Алек­сандровка всего 109 дворов, чис­ло душ мужского населения 384, женского пола — 406».

Из историко-статистического описания Космо-Дамианской цер­кви Александровского прихода Дмитриевской волости Оренбур­гской епархии и уезда, составлен­ной «…в 1896 году ноября 25 дня священником Александром Поля­ковым и диаконом Николаем Ни­кольским» можно достоверно уз­нать следующее (выдержки из ар­хивного документа):

«Приход Космо-Дамианской церкви составляют—село Алексан­дровка Дмитриевской волости, Оренбургского уезда и деревня Романовка Рождественской воло­сти того же уезда. От села Алек­сандровки до епархиального и уездного города Оренбурга 120 верст, ближайшая почтовая стан­ция «Михайловская» (Шарлык) в 35-и верстах,

«…Приход Космо-Дамианской церкви села Александровки открыт в 1858 году, в том же году построена церковь во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана. К 1873 году церковь перестроена; церковь деревянная, холодная, по­строена для приходских жителей. Сколько стоила церковь в перво­начальном своем виде, сколько стоит в настоящее время, досто­верных данных нет. По приблизи­тельному расчету настоящая цер­ковь с утварию стоит тысяч 8-10, вмещает она до 500 молящихся, утварию достаточна.

В церкви запасных капиталов нет никаких. Приход и расход за прошлые три года представляет в следующем: приход (значится в книгах): 1893 —  443руб. 14 коп., 1894 — 519 руб. 54 коп., 1895 — 434 руб.коп. Расход (значится в книгах): 1893 — 3 81 руб. 40 коп., 1894 — 402 руб.58 коп., 1895 — 427 руб. 87 коп. При церкви никаких зданий ей принадлежащих нет. Для причта построены деревянные дома, крытые они тёсом. При домах имеются надворные постройки, крыты они соломой, те и другие поверхности очень неудобные, а надворные постройки грозят па­дением, так как камень, из которо­го они построены лет 40 назад, размыло.

В настоящее время состав при­чта следующий: священник Алек­сандр Петрович Поляков, сын свя­щенника, уволен из 2-го класса Оренбургской духовной семина­рии, псаломщик, Николай Ефимо­вич Никольский, сын псаломщи­ка, уволен из 1 класса Оренбургс­кого учительского института, цер­ковные сторожа: отставной рядо­вой из монастыря крестьянин Бо­рис Максимович Емельянов, еле грамотный. Причта по штату по­ложено: священник и псаломщик.

Священник в год получает жа­лования от казны 70 рублей 56 ко­пеек, от общества около 150 пудов руги ( РУГА Ж. УСТАР. -1. Церков­ная земля или особая плата за со­держание причта) и за требоисправление око­ло трехсот рублей.

Псаломщик в год получает жалования от казны 23рубля 52 копейки, от общества около 50 пудов руги и за требоис­правление около ста рублей. Кроме вышеуказанного содер­жания, существуют сборы от при­хожан натурой, именно, осенний сбор хлебом, под названием «но­вины» и в праздники — Пасху, Рож­дество Христово и престольный праздник, но эти сборы при суще­ствовании руги не дают почти ни­чего, да и руга платится весьма неаккуратно и платится не как обя­зательство, а как добровольное даяние, при этом сплошь и рядом вместо пшеницы даются другие виды хлеба.

… При церкви значится 72 де­сятины земли, сенокосной 22 де­сятины, пахотной 46 десятин , из нее две десятины неудобной (зем­ля сенокосная и пахотная значит­ся по плану, копия с которого хра­нится при церкви) и около 4 деся­тин под усадьбами. Земля сугли­нистая, часть черноземная, обра­батывается или самими членами причта или продается по 1 руб 20 коп. за десятину сенокосов, большею частью отдается исполу…

Со времени построения церк­ви, церковной летописи не велось, а поэтому каких-либо письменных данных о достопамятных в прихо­де событиях и лицах не имеется. Воспоминания стариков обыкно­венно приурочиваются ко време­ни переселения с «Нети-реки», на которой сначала обосновалось село на настоящее место (1847 год). Каких-либо особенных со­бытий, относящихся ко всему про­исходящему вообще в памяти ста­рожилов не сохраняется, кроме обычных буден крестьянского быта как то: неурожаев, падежа скота, повальных болезней…»[1]

В 1891 году в селе Александровка была открыта церковно­приходская школа. Она   построена на деньги Оренбургского Епархиального училищного совета. Законоучителем состоял Алек­сандр Поляков, уволенный со второго класса Духовной Семинарии, учитель­ницей — его дочь, Серафима Михай­ловна Дубянская, окончившая женс­кое училище.

Число учащихся на 1891-й год: мальчиков – 61, девочек- 24.

Число учащихся на 1900-й год: мальчиков — 35, девочек -5.

Церковь занимала важное место в  крестьянской жизни. В село во время церковного праздника стекались жители прихода со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни людей (рождение, брак, смерть – официально фиксировались ею). Священник знал изнанку любой семьи и был силой примиряющей. Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а четкие нормы мировоззрения и поведения. К священникам отношение было, в основном, вполне доброжелательное. В любой крестьянской избе непременно был святой угол с иконами.  Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе.

Но все это благолепие закон­чилось после революции. Но­вая власть повсеместно стала отвергать церковь.  Хра­мы России подвергались раз­рушению, уничтожению, раз­граблению; священни­ков, священнослужите­лей и всех тех, кто оставался верным Богу, убивали, отправляли в ссылку. Наш приход не был исключением. К сожалению, что на са­мом деле происходило в те годы, неизвестно: архивных данных не имеется, а все свидете­ли событий умерли. Но, как и всегда, живут в на­роде предания, ходят слухи. Один из них го­ворит следующее… «Однажды псаломщик  Григорий служил под Пасху и ему явился бывший свя­щенник Сергий, которого убили во вре­мя го­нений.  Григорий так испугался, что выбежал из алтаря и рассказал об этом явлении народу. Но кто-то в приходе ока­зался неверным Богу и донес об этом начальству, после чего Григория схватили и убили».

  1. Годы гонений.

 

А что же было  с нашей церковью?

Лихие богоборческие тридцатые годы прошлого века не обошли стороной  жителей села  Александровки и их храма. Началось гонение.  Церковь была закрыта. По воспоминаниям старожилов, в 1930 году церковь разрушать не стали, однако устроили в ней склад. В 1933 году с колокольни  сбросили колокола, разобрали основной купол на церкви, посягнули на алтарь. Святые образы на стенах замалевали, а помещение передали под сельский клуб. Позже, в 1956 году, здание совсем снесли, а на его месте, на том же фундаменте, только чуть увеличив его, построили Дом культуры. В середине 80-х годов про­шлого века здание клуба было передано СПУ-63, где в течение последующих 10 лет получали знания учащиеся сельского профессионального училища. Тогда преданные вере люди, ощу­щая жажду и необходимость общения с Богом, собирались на дому, проводили службы, читали молитвы и крестили де­тей в тайне от властей

Церковь была закрыта, но вера в душах  людских оставалась. Собирались небольшими группами по домам, молились и  их надежды, чаяния осуществи­лись. За долгие годы дух и вера православного народа не толь­ко не ослабли, но стали еще крепче. Так же не ослаб дух хра­ма. Разрушенный, он хранил свою святость, на этом месте еще осталась пусть маленькая, но все-таки сильная частичка глубокой веры православного народа. Об этом ходит такое предание: «Недалеко от сельского клу­ба находилось здание райис­полкома. Как-то охранник, сто­роживший его территорию, вышел на улицу и услышал шум. Сначала ему  было непонятно, что это за шум. Но с каждой минутой го­лоса становились все четче. И он понял, что звуки доносятся с места разрушенного храма,   это не необычный гам — это ангельское пение».

Возможно земля, где когда- то стоял храм, это место, выб­ранное Богом? Поэтому вско­ре здание все-таки возвратили церкви. Почему именно это ме­сто, спросите вы? Ведь здесь было совершено неисчислимое количество грехов?! Как говорят люди, в гостях хорошо, а дома лучше. Изначально храм был построен на этом месте. И именно это место и есть его дом.

Стены да потолок — вот что осталось от старой  духовной обите­ли. Алтарь, ут­варь, ничего не сохра­нилось. Но мир не без добрых людей. Многие возвра­щали иконы, взя­тые на сохране­ние во время го­нений, некото­рые жертвовали собственные. Кто чем мог, по­могал, с мира по нитке собирали. Ходили боголюбцы и по до­мам, просили жертвования на восстановление храма, а жертву­ющим молитву за здравие пели, у Господа прощения за грехи просили. Любовь к Богу и своему родному храму, как оказалось, пережили все эти моменты истории. Началось новое возрождение прихода.

 

  1. Возрождение храма

 

Как же все начиналось?…

По просьбе жителей села Александровка, здание, построенное на месте церкви, в 1995 году было передано Оренбургской епархии для совершения богослужений, но еще предстояло многое сделать, чтобы из бывшего клуба возродить православный храм. Вначале оборудовали для служб одно крыло здания, которое было хотя и большим, но неухоженным.

Вот как вспоминает об этом прихожанка храма Галина Малышева: « В 1995 году  на приход был прислан иерей Алексей Тимофеев, в сентябре того же года он был переведен на другой приход, а в Александровку был направлен иерей Василий Стефанович  Чубык.  Батюшке досталось запущенное здание. Все жители села это видели. Начали с того, что почистили весь храм от мусора и ненужного хлама. Закрыли вход с восточной стороны, с алтаря. Мир не без добрых людей, многие жители, руководители организаций, предприятий, предприниматели и просто добрые люди внесли посильную лепту и оказали помощь в этом благородном деле. Прихожане, рабочие предприятий не покладая рук трудились, выполняя самую тяжелую работу. И вот в разгар   работы по установлению главного купола на алтаре на  крыше случилось самое страшное, чего батюшка и опасался: старая крыша не выдержала и стала рушиться – крепление подгнило. Обстановка была экстремальная. Богослужение приходилось вести фактически под открытым небом. Была осень.  Прихожане одевались на службу  тепло, порой стояли  в валенках,  в пуховых платках и в пальто. Когда мы пели в церковном хоре, пар изо рта шел. Но когда начиналась служба, все забывали про холод, и так на душе было хорошо. И Бог, видя наше старание, даровал нам здоровье, мы все-таки мало болели. А как ликовала душа, что несмотря на все невзгоды, ведь и дождь на нас лил, и снег, мы стояли и славили Господа нашего. Мы служили во славу Божию» [2]

 

 

Так шаг за шагом    восстанавливался храм. Но на пожертвования верующих многого не сделаешь. Священник это понимал, поэтому начал искать спонсоров. И такой человек нашелся – это С.И. Филлиппов  — генеральный директор Торго­вой группы «Евростиль». Именно он и стал главным по­ставщиком материальных и де­нежных средств. Сергей Иванович помог в приобретении двухъярусного иконостаса, его доставке и установке. С его помощью  заказаны иконы для иконостаса, четыре киота.

Храм начал заметно преоб­ражаться.

Сначала поставили купола, приобрели утварь, об­новили иконостас, установлены киоты с ликами святых, был оснащен всей утварью алтарь.

Затем в 2004 году обло­жили стены красным кирпи­чом, построили колокольню, и, наконец,   15 мая 2006 года состоялось поднятие колоколов. В этот за­мечательный день все село пришло увидеть свершение долгожданного чуда.

В 2007 году на территории храма была построена часовня для освящения воды.

А 2 октября 2008 года было совершено  Великое освящение храма  Митрополитом Оренбургским и Бузулукским  Валентином. Вернулась святость в стены. Необходимо добавить, что в октябре этого же года нашему храму, храму  Святых бессребреников Космы и Дамиана, исполнилось 150 лет со дня его основания.

 

 

Но это еще не все, о чем рассказывает  нам история этого много­страдального храма. Во время реставрации строители, при проведении строительных ра­бот по укреплению фундамен­та, обнаружили неизвестные останки людей. Рядом с остан­ками было найдено Евангелие (православная священная кни­га) и кусочек ризы (одежды свя­щенников). У одного из найден­ных в черепе была пробоина, очень схожая с пробоиной от пули. Чуть позже было уста­новлено, что это священники той, старой церкви. Соверши­ли перезахоронение, как подо­бает священникам, на восточной стороне, возле алтаря храма.

А вот как о возрождении нашего храма рассказывает Т.В. Илясова:           «Отец Василий взялся за возрождение храма со всей душою,  не имея материальных средств на строительство, а только уповая на Бога. От прежнего здания остались только каменные стены. Вначале заменили полы, провели реконструкцию крыши алтарной части храма, построили купол. В апреле 2001 года состоялось освящение центрального купола. Через три года храм обложили красным кирпичом и заменили оконные блоки. Во время реставрации фундамента были обнаружены останки двух священнослужителей, которые впоследствии перезахоронили на территории храма» [3]

Ещё одним немаловажным событием для прихожан стало возвращение старинной иконы божьей матери  «Скоропослушница». Эта икона висела на сте­не той самой разрушенной церкви. Во времена гонений ее взяли на сохранение. Образ много путешествовал. Наконец –то, хозяева решили отдать икону в один из храмов города Оренбурга. Но узнав, что икона вывезена из Александровки, ее передали на «родину», и вот теперь она «дома».

 

 

Символом возвышения духа назвал настоятель  иерей Василий появление в  храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана села Александровки иконы, написанной рукой монашествующего старца Никодима на Святой Горе Афон. Верующие александровцы пришли в воскресенье встретить святой образ, смогли пройти с Крестным ходом вокруг храма, первыми приложиться к иконе. Момент по праву можно назвать историческим. Возможно, лишь спустя какое-то время, мы по-настоящему осознаем величие момента. К нам, в степную глубинку, попала святыня, место рождения которой — гора Афон — оплот православия на Земле. В этот день в храм людей привела вера. И пожилые, и молодые люди, и матери с детьми пришли помолиться об исцелении духовном и телесном.

Икону с ликами Космы и Дамиана в дар церкви и прихожанам передал наш земляк, неоднократно помогавший местному храму, С.И. Филиппов. Совершая поездки по святым местам мира, Сергей Иванович на Афоне увидел этот образ чудотворцев.  Известно, что Филиппов немало времени и средств уделяет восстановлению и строительству храмов. Для недавно построенной церкви Пресвятой Троицы при областной больнице им. Пирогова он привез икону Божьей Матери «Скоропослушница». Ведь Святая Гора Афон является одним из четырех земных уделов Богородицы на Земле. Увидев там же в монастыре готовый образ чудотворцев Космы и Дамиана, приобрел в дар для нашей церкви эту икону. Известно, что для написания такого образа  необходимо времени от полугода и более. Там, вдалеке от  России и Оренбуржья, наш земляк вспомнил о малой родине, позаботился о наших прихожанах. Наш  удел — достойно чтить святыню, духовно расти и помнить о благодати Божьей, ниспосланной со Святой Горы Афон через достойных сынов своих.

 

 

  • Церковь сегодня.

 

 Кажется, сегодня уже никто не помнит, как выглядел Александровский храм еще несколько лет назад. Обшарпанное, старое здание, в котором в советские времена и зерно хранили, и танцы устраивали, и знания давали, осталось в далеком прошлом и в старых фотоснимках. А на его месте вырос краснокирпичный ансамбль, с золотыми куполами, резной изгородью и зелеными газонами.

Сейчас храм стал именно таким, каким мы представляли его раньше: большой, красивый, поющий «колокольную» песню, блистающий на солнце куполами. В храме обустроена отдельно крестильная комната, в которой есть баптистерий (крестильная купель), построена  часовня для водоосвящения, открыта библиотека, в церкви есть трапезная,  действуют два класса воскресной школы.

Церковь огорожена красивой ажурной железной оградой, завезен чернозем, силами прихожан высажены деревья, разбиты лужайки и цветники. Отливы и пешеходные дорожки выложены плиткой, а подъезд к центральному входу заасфальтирован. Установлен памятный крест на перезахоронении священнослужителей.

В александровском  храме Святых бессребреников Космы и Дамиана уже четырнадцатый год работает воскресная школа, которую посещают около 70 детей в возрасте от 6 до 18 лет, где детям преподаются азы православия. Первые ученики переступили порог воскресной школы в 1999году. И несмотря на то, что сейчас, согласно Российской Конституции, Церковь отделена от государства, в приходе продолжают обучать, пожалуй, главной науке — быть человеком по образу Божьему, то есть жить по Его заповедям, следовать по Его пути. Дети участвуют в богослужениях, принимают участие в крестных ходах.

В течение учебного года проводятся   праздники, посвященные: Рождеству Христову, Светлому Христову Воскресению, Дню православной книги, четыре раза в год отмечаются  «День Ангела», поздравляются именинники. В конце учебного года проводится праздник «Дня славянской письменности и культуры».

Ежегодно  совершаются паломнические поездки с детьми воскресной школы по святым местам Оренбуржья.

Ученики воскресной школы храма Святых бессребреников Космы и Дамиана принимают участие в областном конкурсе декоративно-прикладного детского творчества «Православные праздники», в международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» и в областных детско-юношеских Кирилло-Мефодиевских чтениях.

С 2010 года усилиями священника, преподавателей и учеников  воскресной   школы  выпускается православная  газета  для  детей  и родителей «Зернышко». Выпуск  каждого «Зернышка» приурочен к какому-либо знаменательному событию: Рождество Христово, праздник Пасхи и т.д..

Из учеников воскресной школы при храме образован небольшой хор, который участвует в воскресных и праздничных богослужениях, несколько мальчиков несут свое послушание в алтаре. В классе имеются и библиотека, и музыкальный инструмент, и классный уголок. Занятия в воскресной школе ведут два педагога: Чубык Галина Андреевна и Резниченко Анна Назаровна. Здесь дети получают не только духовное воспитание, но и вокальные, художественные, театральные навыки и основы декоративно-прикладного искусства.

При храме открыта православная библиотека, которая  регулярно пополняется православной литературой. Проводятся акции  для добровольного пожертвования православных книг в  библиотеку храма.

Для всех жителей села работает Православная библиотека, в которой предлагается литература по различным темам (Богословие, Святоотеческое наследие, история Церкви, вопросы семьи и др.). В районную центральную и детскую библиотеку жертвуется противосектанская и духовно-просветительская литература.

В церковной лавке продается литература для новообращенных, руководства к исповеди и причастию, творения Святых Отцов, жития Святых, работы современных богословов и проповедников  (в т.ч. и сектоведов), а также православные видеофильмы.

Но для завершения  восстановительных работ необходима  роспись храма.

 

  1. Роль церкви в жизни жителей села

 

Неоценима роль церкви в современной жизни, особенно это касается воспитания подрастающего поколения.   Именно православие учит  нас жить в мире с природой, следуя заповедям совести и разума, заботясь о ближнем, творя добро и борясь со злом. Главным образом, подавляя зло в себе. Возрождение храмов поможет в преодолении оторванности молодого поколения от исторических судеб России, от ее духовного наследия. Хочется продолжить библейскую фразу «Красота спасет Мир, ибо Красота есть Бог». Да, красота, вера и любовь спасут Мир, но для этого нужен постоянный духовный труд. Не слова, а поступки.   Вместе с руководителем этой исследовательской работы Сорокиной Галиной Георгиевной, мы провели анкету, которая помогла установить нам обратную связь со слушателями и послужила материалом для доказательства выдвинутой гипотезы.  Одно анкетирование мы провели  среди своих сверстников, учащихся 4-х классов. Было опрошено 65 человек. Результаты таковы:  

42 ученика-(65%),  знают историю старой церкви в селе; не знают, но хотели бы узнать -23 ученика (35%).

В честь кого назван храм: 42чел(65% ) ответили-знают, 15 уч. (23%) – не знают; затрудняются ответить-8 уч. (12%).

На вопрос, что для вас есть храм? Источник мудрости и веры —             40 уч.(62%); дом Бога -7 уч.(10%); красота и гармония -18  уч (28%).

Из проведенного опроса стало ясно, что большинство детей знают название церкви и очень отраден тот факт, что подавляющая часть учащихся 4-х классов считает храм источником мудрости и веры (приложение 1).

Второе анкетирование мы проводили среди взрослых людей и учащихся. В анкетировании принимали участие 70 человек (взрослые и учащиеся школы).

В результате проведенного анкетирования наибольшее количество 92% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога. Из них 65% — крещеные, но в основном у всех Таинство Крещение совершалось в младенческом возрасте. Из 70 участников, принимавших участие в опросе, 70% посещают храм. Как правило, посещение происходит по церковным праздникам, например, Рождество, Крещение, Пасха. Только 12% опрошенных приходили на исповедь и знакомы со Святым Таинством причащения, но более 20% желали бы исповедоваться и причаститься. Большинство (67%) утверждают, что в трудную минуту обращаются за помощью к Богу, произнося: «Господи помоги!». К сожалению лишь не многие считают, что пьющие, курящие, сквернословящие, употребляющие наркотики — это люди слабые, духовно неразвитые личности. 80% считают правильным восстановление храмов и возрождение православия в современном мире, так как общение с церковью духовно   развивает человека, побуждает любить ближнего, как самого себя; не совершать плохих поступков и нести в мир только доброе и светлое. После посещения церкви у всех появилось чувство легкости, чистоты, блаженства (приложение 2).

Главная  роль  храма  в   жизни   села, по мнению настоятеля прихода Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, это молитва о спасении душ  жителей  района. В храме служится литургия, происходит преосвящение Святых Даров и люди причащаются.

 

Заключение.

 

         Когда мы начинали эту работу, то и представить себе не могли того, насколько она будет интересной, актуальной и полезной.  Анализируя проделанную работу, пришли к следующим выводам:

Во-первых, затронутая нами тема: возрождение храмов, актуальна не только для нашего района, но и для всей страны .

Во-вторых, ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края и нам  не безразлично, в каком обществе мы будем жить, в каких условиях будут расти  наши дети, поскольку именно религиозность считают основой возрождения российской духовности.

В-третьих, собранный  материал интересен   и будет  важным и необходимым для будущего поколения при изучении истории нашего села. Надеемся, что он будет востребован и на уроках «Основы православной культуры», ИЗО, служить методическим материалом для проведения классных часов по духовно-нравственному воспитанию  и  для  школьного  музея.

 

Литература.

  1. Архивные документы.
  2. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» № 1 (83),январь, 2006, с 14-15.
  3. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» № 11(117),ноябрь,2008, с 15-16.
  4. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе. – Москва, 2003.

5.«Историко-статистическое описание Космо-Дамианской церкви Александровского прихода Дмитриевской волости Оренбургской епархии и уезда составлено в 1896 году»./ Оренбургский областной архив, фонд 173-3-5262.

  1. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века./Составитель прот. Н. Стремский, Оренбург,2000.
  2. Материалы районной газеты «Звезда»
  3. Фотоматериалы из архива  храма

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Анкета № 1

 

1.Знаете ли вы историю бывшей церкви в селе Александровка?

(в опросе приняли участие 65 учащихся 4-х классов)

 

 

 

  1. 2. Знаете ли вы как называется храм в селе Александровка?

 

3.Что для вас есть храм?

А) Источник мудрости и веры; Б) Дом Бога; В) Красота и гармония.

 

Приложение 2.

 

 

Вопросы анкетирования.

В анкетировании принимали участие 70 человек.( взрослые и учащиеся школы)

  1. Верите ли Вы в Бога?

да – 92% ;

нет – 3% ;

затрудняюсь ответить –5%;

  1. Крещеные ли Вы?

да – 65%;

нет – 25% ;

затрудняюсь ответить –10%;

  1. Посещаете ли Вы храм?

да – 70% ;

нет –14%;

затрудняюсь ответить –16%;

  1. Как Вы обращаетесь к Богу?

«Господи помоги !»–67%;

«Господи спаси !» –30% ;

никак –3%

  1. Вы считаете людей с вредными привычками:

больными – 55%;

духовно неразвитыми –22% ;

затрудняюсь ответить –23%;

  1. Считаете ли Вы восстановление храмов правильным делом?

да – 80%;

нет –5 % ;

затрудняюсь ответить – 15%;

  1. Каковы Ваши чувства после посещения церкви?

блаженства- 94%;

тяжести – 0;

затрудняюсь ответить-6%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Оренбургский областной архив, фонд 173-3-5262 «Историко-статистическое описание Космо-Дамианской церкви Александровского прихода Дмитриевской волости Оренбургской епархии и уезда составлено в 1896 году».

[2] Воспоминания Г. Малышевой .Рукопись./ Школьный музей, МАОУ « Александровская СОШ» Инв. № 209/

[3] Воспоминания Т.В.Илясовой.Рукопись./ Школьный музей, МАОУ « Александровская СОШ» Инв. № 315/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *